В поисках свободы Письмо Его Святейшества Кармапы Тхайе Дордже своим друзьям в Фейсбуке в 66ю годовщину Независимости Индии 15го августа 2013 года. "Большинство из нас привыкло думать, что свобода означает возможность говорить и делать то, что мы хотим. Мы думаем о свободе как о чем-то, что зависит от внешних обстоятельств. Если мы не можем делать то, что мы хотим, мы думаем, что причина в ограничениях, которые накладывает на нас общество. Мы думаем, что "другие" - враги нашей свободы. Так мы создаем дуалистичный взгляд, и свобода превращается в критику наших врагов и соперников и … в превосходство над ними. Но через какое-то время у нас могут возникнуть некоторые сомнения, и мы можем начать спрашивать себя: "Неужели это и есть свобода?". Природа направленного во вне взгляда - возникновение таких сомнений вновь и вновь. Почему? Потому что они бесконечны; потому что мы пока не имели дело с источником этих сомнений. И каким же образом мы находим настоящую свободу? Для меня, буддийская точка зрения так интересна, потому что мы работаем непосредственно с источником проблемы. Буддийский взгляд направлен не только наружу, но и внутрь, на познание себя. Сейчас мы можем думать, что мы свободны делать то, что мы хотим, но на самом деле это не так. Мы полностью зависимы, мы полностью зависим от огромного количества вещей. В первую очередь, мы зависим, конечно, от пищи. Потому что, если мы долго не будем есть - мы можем заболеть, и закончится это может весьма прискорбно. Таким образом, уже на этом базовом уровне, мы зависимы. Но это еще не все. Даже в нашем современном, хорошо развитом обществе, где о стольких базовых потребностях уже позаботились, и большинству из нас уже не нужно об этом беспокоиться, мы все еще зависимы. Больше всего мы зависим от наших эмоций. Например, когда мы испытываем страх, мы естественным образом обращаемся к гневу за поддержкой, потому что гнев кажется единственным, что может защитить - и снова мы оказывается в зависимости. Поэтому, если мы действительно сядем и подумаем об этом, то придем к осознанию того, что очень много вещей находятся вне нашего контроля, и в этот момент мы почувствуем насколько мы бессильны. И как же мы все-таки можем достичь настоящей свободы? В Буддизме, сила свободы находится в контроле над тем, что мы делаем, а не самим действием. Подлинная свобода - в обретении контроля над собой, над своим телом и речью, в первую очередь, но самое важное - над нашим умом. С этой точки зрения, свобода возникает из знания ума, знания истинного источника наших проблем, истинного корня наших препятствий. А это, в конечном счете, подразумевает работу с идей эго - потому что именно из нее возникают все наши противоречия. Я уверен в том, что как религиозные, так и нерелигиозные люди, которые готовы усердно трудиться и жертвовать чем-то ради блага других, обладают потенциалом обрести свободу. Такие люди способны вкладывать физические усилия, умственную энергию и время в то, чего хотят достичь. И благодаря этой внутренней силе, если при благоприятных обстоятельствах они встретятся с соответствующими методами и подлинным путем, они окажутся гораздо ближе и истинной свободе. Настоящая свобода - это полная свобода внутри себя, обретение контроля над своими телом, речью и умом. И тогда, почти независимо от внешних обстоятельств, вы счастивы. Вы можете делать все с полной уверенностью. В отношении тела, этот внутренний фокус означает, например, следить за своим питанием, заботиться о своем теле, и делать другие вещи, которые делают вас менее подверженными болезням и помогают избежать других проблем на уровне тела. Но это только первый шаг. Затем, очень важна речь. Нам необходимо общаться, тут у нас не очень-то есть выбор. Поэтому речь должна обладать определенными качествами - мы должны научиться общаться, так чтобы доносить то, что хотим сказать, соответствующим образом. И, наконец, самое главное - настоящая свобода находится в ваших мыслях, в вашем уме. Любое действие может стать полезным или вредным в зависимости от вашего намерения, а также от взгляда. Поэтому вопрос ума - очень-очень важен. Таким образом, чтобы обрести свободу, вам нужно дисциплинировать свои тело, речь и ум. И сделав это, вы обретете гораздо больше свободы, чем думаете. И в этом смысле дисциплина вовсе не означает ограничивать себя в чем-то - даже наоборот, вы дисциплинируете себя, чтобы обрести свободу. Когда вы контролируете свое эго, у вас есть свобода всего мира. В первую очередь, вы осознаете природу эго. А осознав ее, вы понимаете, что у вас нет эго, которому можно причинить вред или которому может быть стыдно. Настоящая свобода начинается с покорения эго - корня наших препятствий, наших личных и мировых проблем. Мне кажется очень интересным работать с эго. Это большое облегчение работать со своим внутренним опытом, с тем на что мы можем повлиять, чем фокусироваться только на внешних обстоятельствах, влияния на многие из которых мы не имеем. Все противоречия возникают сами из себя. Пусть вы найдете свободу, которой желаете, сами в себе. Его Святейшество Кармапа Тхайе Дордже"

Теги других блогов: свобода буддизм зависимость